Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге - крупнейший православный храм города, имеет статус музея. Исаакиевский собор освящён во имя преподобного Исаакия Далматского, почитаемого Петром Ⅰ святого, так как император родился в день его памяти - 30 мая по юлианскому календарю. Высота Исаакиевского собора - 101,5 м. Собор находится в ведении Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».

Вид на Исаакиевский собор
Петербург Исаакиевский собор

Исаакиевский собор история

К 1706 году на Адмиралтейских верфях работало более 10 тысяч человек, но церквей, куда могли бы они ходить, не было. Чтобы решить эту проблему, Пётр Ⅰ отдал приказание найти подходящее помещение для будущей церкви. Было выбрано здание большого чертёжного амбара, расположенного с западной стороны Адмиралтейства на расстоянии 15-20 метров от канала (проходящего вокруг Адмиралтейства) и в 40-50 метров от берега Невы.

Строительство как первой, так и последующих Исаакиевских церквей велось за счёт казны. Первый храм был возведён на деньги, выделенные на строительство Адмиралтейства под руководством графа Фёдора Матвеевича Апраксина, для возведения шпиля церкви был приглашён голландский плотничный и типичный мастер Харман ван Болес. Первый деревянный храм, названный Исаакиевской церковью, был освящён в 1707 году. Её простота типична для первых построек Петербурга петровского периода. Это был сруб из круглых брёвен длиной до 18 метров, шириной 9 метров и высотой до крыши до 4,5 метров. Внешние стены были обиты горизонтальными досками шириной до 20 сантиметров. Чтобы обеспечить хороший сход снега и дождя, крыша имела угол наклона не менее 45°. Её также сделали деревянной и покрыли водонепроницаемым воско-битумным составом чёрно-коричневого цвета, которым тогда смолили днища кораблей.

Первая Исаакиевская церковь
Первая Исаакиевская церковь

В 1709 году Пётр Ⅰ распорядился о проведении реставрационных работ в церкви. Это решение было обусловлено желанием улучшить вид самой церкви, а также решить ряд проблем, возникших по ходу эксплуатации - в церкви было постоянно сыро и холодно, что приводило к разрушению деревянных конструкций.

Эта скромная церковь играла роль одной из главных в городе. Здесь 19 февраля (1 марта) 1712 года венчались Пётр Ⅰ и Екатерина Алексеевна.

С 1723 года, по указу Петра Ⅰ, только в Исаакиевском храме могли приносить присягу моряки Балтийского флота и служащие Адмиралтейства.

Вторая Исаакиевская церковь, в камне, была заложена в 1717 году, так как первая к тому времени уже обветшала. 6 (17) августа 1717 года Пётр Ⅰ сам заложил первый камень в основание новой церкви во имя Исаакия Далматского. Вторая Исаакиевская церковь строилась в стиле «петровского барокко» по проекту видного зодчего петровской эпохи Георга Иоганна Маттарнови, находившегося на службе в Петербурге с 1714 года. После его смерти в 1721 году строительство возглавил Николай Фридрих Гербель. Но через три года он тоже умирает, и фактически завершает строительство каменных дел мастер Яков Неупокоев.

Исаакиевская церковь, построенная в 1727 году в плане имела форму равноконечного греческого креста длиной 60,5 метров. Ширина от южных дверей до северных составляла 32,4 метра, в других местах - 20,5 метров. Купол церкви опирался на четыре столба и был покрыт снаружи простым железом. Колокольня имела в высоту 27,4 метра, шпиль - 13 метров. Купол и шпиль колокольни были увенчаны медными вызолоченными крестами высотой в 2,15 метра и шириной 1,52 метра. Своды церкви были деревянные. Фасады между окон были украшены пилястрами.

По облику она напоминала Петропавловский собор. Это сходство ещё более усиливалось благодаря стройной колокольне с часами-курантами, привезёнными Петром Ⅰ из Амстердама вместе с часами для Петропавловского собора. Иван Петрович Зарудный сделал для церкви резной золочёный иконостас, подобный иконостасу в Петропавловском соборе.

Исаакиевская церковь была построена на берегу Невы, там, где сейчас стоит Медный всадник. Место было выбрано явно неудачно, вода, размывая берег воздействовала на фундамент, разрушая кладку. К тому же в мае 1735 года удар молнии вызвал пожар в церкви и она серьёзно пострадала.

Уже в июне того же года была составлена смета на исправление церкви. На эти цели было выделено две тысячи рублей, а руководить работами был назначен майор Любим Пустошкин.

В результате ремонта отстроили заново стены и галереи, вместо железа купол был покрыт медью, а своды заменены каменными. В церкви вновь стали проходить богослужения. Но при призводстве работ стало ясно, что из-за осадки грунта храму требуется большие исправления или даже совершенная перестройка.

Для обследования состояния церкви Сенат направил архитектора Савву Ивановича Чевакинского, который констатировал невозможность сохранения здания. Церковь решили разобрать и построить новую дальше от берега.

Указом Сената 15 июля 1761 года руководителем строительства третьего Исаакиевского собора был назначен Савва Иванович Чевакинский. Но начало работ затянулось. В 1762 году вступает на престол Екатерина Ⅱ. Она одобрила идею воссоздать Исаакиевский собор, связанный с именем Петра Ⅰ. Вскоре Савва Иванович Чевакинский подаёт в отставку и строительство поручается архитектору Антонио Ринальди. В 1766 году был издан указ о начале работ на новой строительной площадке, намеченной Саввой Чевакинским. Торжественная закладка здания состоялась 8 августа 1768 года, и в память об этом событии была выбита медаль.

Третий Исаакиевский собор
Третий Исаакиевский собор Антонио Ринальди

По проекту Антонио Ринальди Исаакиевский собор должен был иметь пять сложных по рисунку куполов и высокую стройную колокольню. Стены по всей поверхности облицовывались мрамором. Макет и чертежи проекта хранятся в музее Академии Художеств. Обстоятельства сложились так, что Антонио Ринальди не смог завершить начатую работу. Здание было доведено лишь до карниза, когда после смерти Екатерины Ⅱ строительство прекратилось, и Антонио уехал за границу.

Вступивший на престол Павел Ⅰ поручил архитектору Винченцо Бренна срочно завершить работу. Выполняя желание царя, итальянский архитектор был вынужден исказить проект Антонио Ринальди - уменьшить размеры верхней части здания и главного купола и отказаться от возведения четырёх малых куполов. Мрамор для облицовки верхней части собора был передан на строительство резиденции Павла Ⅰ - Михайловского замка. Собор получился приземистым, а в художественном отношении даже нелепым - на роскошном мраморном основании высились безобразные кирпичные стены. Это сооружение вызывало насмешки и горькую иронию современников.

30 мая 1802 года третий Исаакиевский собор был освящён.

Несоответствие Исаакиевского собора парадному облику центральной части Петербурга вызвало необходимость уже в 1809 году объявить конкурс на возведение нового храма. Условием было сохранение трёх освящённых алтарей существующего собора. Программу конкурса, утверждённую Александром Ⅰ, составил президент Академии художеств Александр Сергеевич Строганов.

В конкурсе приняли участие архитекторы Андреян Дмитриевич Захаров, Андрей Никифорович Воронихин, Василий Петрович Стасов, Джакомо Антонио Доменико Кваренги, Чарлз Камерон и другие. Но все проекты были отвергнуты Александром Ⅰ, так как авторы предлагали не перестройку собора, а строительство нового. В 1813 году на тех же условиях опять был объявлен конкурс, и вновь ни один из проектов не удовлетворил императора. Тогда в 1816 году Александр Ⅰ поручает инженеру Августину Бетанкуру, председателю только что образованного Комитета по делам строений и гидравлических работ, заняться подготовкой проекта перестройки Исаакиевского собора. Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделария де Бетанкур и Молина предложил поручить проект молодому французскому архитектору Огюсту Монферрану, недавно приехавшему в Россию. Чтобы показать своё мастерство, Анри Луи Огюст Рикар де Монферран сделал 24 рисунка зданий различных архитектурных стилей, которые Августин Бетанкур и представил Александру Ⅰ. Александру Ⅰ рисунки понравились, и вскоре был подписан указ о назначении Огюста Монферрана императорским архитектором. Одновременно ему поручалась подготовка проекта перестройки Исаакиевского собора с условием сохранить алтарную часть существующего собора.

В 1818 году Огюст Монферран, следуя указанию Александра Ⅰ, составил проект, который предусматривал сохранение алтарной части и подкупольных пилонов. Разборке подлежали колокольня, алтарные выступы и западная стена ринальдиевского собора, а южная и северная стены сохранялись. Собор увеличивался в длину, а его ширина оставалась прежней и здание в плане приобрело прямоугольную форму. Высота сводов тоже не изменялась. С северной и южной сторон предполагалось возвести колонные портики. Собор должны были венчать один большой купол и четыре малых по углам.

Внутри Огюст Монферран предполагал сделать облицовку стен мрамором, а своды купола украсить росписью, скульптурой и позолотой. 20 февраля 1818 года проект был утверждён Александром Ⅰ. Руководство над строительством возлагалась на специальную комиссию. Её председателем был член Государственного совета граф Николай Николаевич Головин, членами - министр внутренних дел Осип Петрович Козодавлев, министр духовных дел и народного просвещения князь Александр Николаевич Голицын, инженер Августин де Бетанкур и Молина. В комиссии также работали архитекторы Александр Павлович Брюллов, Роберт Карлович Вейгельт, Василий Алексеевич Глинка, Николай Ефимович Ефимов, Дмитрий Васильевич Шебуев, Андрей Иванович Штакеншнейдер, Константин Антонович Молдавский и многие другие. После этого старый собор обнесли забором и принялись за его разборку.

26 июня 1819 года состоялась торжественная закладка нового собора. Прямо на сваи был положен первый гранитный камень с прикреплённой к нему бронзовой позолоченой доской с датой закладки собора.

В 1820 году Монферран выпустил великолепный альбом с гравюрами, изображающими планы и фасады будущего собора.

С резкой критикой проекта вступил архитектор Антуан Модюи, бывший одним из членов Комитета по делам строений и гидравлических работ. В октябре 1820 года он в Академию Художеств представил записку с замечаниями к проекту Монферрана. Суть замечаний Модюи сводилась к трём основным пунктам: сомнения в прочности фундамента, опасность неравномерной осадки здания и неправильное проектирование купола, размер которого превышал допустимые пределы и мог обвалиться при опоре на разные по времени постройки пилоны. Строительство собора было приостановлено и создан специальный комитет по рассмотрению замечаний Антуана Модюи. В объяснениях комитету Монферран подчёркивал свою зависимость от условий императора: «Поскольку из нескольких проектов, которые я имел честь представить, предпочтение было отдано тому, который уже осуществляется, то… следует обсуждать этот вопрос не со мной; мне надлежит скрупулёзно сохранить то, что приказано сохранить…». А в письме Шарлю Персье Огюст Монферран уже откровенно признаётся: «Легко видеть, что, подчиняясь приказу императора, я не мог удовлетворительно решить купол». Таким образом проект 1818 года был признан неудачным не только членами комитета, но и самим автором. Комитет установил "невозможным произвести перестройку Исаакиевского собора по известным до сего времени проектам архитектора Монферрана".

Узнав о выводах, Александр Ⅰ приказал комитету заняться исправлением проекта, соблюдая при этом условие «сохранения, если так можно, существующих стен, а более того старых и новых фундаментов». Также предписывалось сохранить основные черты проекта Огюста Монферрана - пять глав и колонные портики. Решение внутреннего пространства собора, главного купола, освещённости здания предоставлялось на усмотрение комитета. Монферрану разрешалось участвовать в работе на общих основаниях. В этом новом конкурсе помимо самого Монферрана участвовали архитекторы Василий Петрович Стасов, Авраам Иванович Мельников, Александр Алексеевич Михайлов-старший и другие.

Огюст Монферран учёл советы и замечания крупнейших русских архитекторов, инженеров, скульпторов и художников. По его новому проекту собор оформлялся четырьмя колонными портиками. Центральная часть собора подчёркивалась подкупольным квадратом, образованным четырьмя новыми опорными пилонами, поставленными шире остальных. Благодаря этому главный купол чётко вписывался в квадрат пилонов и исключалось его провисание. По углам основного объёма устанавливались четыре колокольни, как бы врезанные в стены. Теперь они располагались ближе к центральному куполу, чем в предыдущем проекте. Этим ещё более усиливалось квадратное построение собора.

План Исаакиевского собора
  1. западный портик
  2. северный портик
  3. восточный портик
  4. южный портик
  5. алтарь
  6. придел Святой Екатерины
  7. придел Святого Александра Невского
  8. главный иконостас
  9. Царские врата
  10. подкупольные пилоны

3 апреля 1825 года был утверждён новый проект Огюста Монферрана. Именно в таком виде и был построен современный Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор на закате
Современный Исаакиевский собор на закате

Торжественное освящение собора состоялось в 1858 году, 30 мая, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, в присутствии императора Александра Ⅱ и иных членов императорской семьи. Были выстроены войска, которых император приветствовал перед началом чина освящения, которое возглавил митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Григорий (Постников). На Петровской и Исаакиевской площадях были устроены трибуны для народа; соседние улицы и крыши ближайших домов были переполнены людьми.

Исаакиевский собор является выдающимся образцом позднего классицизма, в котором уже проявляются новые направления (неоренессанс, византийский стиль, эклектика), а также уникальное архитектурное сооружение и высотная доминанта центральной части города.

Высота Исаакиевского собора составляет 101,5 метра, длина и ширина - около 100 метров. Наружный ⌀ купола составляет 25,8 метров. Колоннада Исаакиевского собора состоит из 112 монолитных гранитных колонн разных размеров. Стены облицованы светло-серым рускеальским мрамором. При установке колонн были использованы деревянные конструкции инженера Августина Бетанкура. На фризе одного из портиков можно разглядеть скульптурное изображение самого архитектора (Монферран умер практически сразу после освящения собора, но в желании архитектора быть погребённым в собственном творении было отказано).

После Октябрьской революции Исаакиевский собор был разорён. В мае 1922 года в ходе изъятия церковных ценностей для нужд голодающих Поволжья из него было изъято 48 килограмм золотых изделий и более 2 тонн серебряных украшений. Его настоятель протоиерей Леонид Богоявленский был арестован, а храм стал обновленческим. В 1928 году службы прекращены: президиум Всероссийского центрального исполнительного комитета 18 июня 1928 года постановил оставить здание собора в исключительном пользовании Главному управлению научными, научно-художественными и музейными учреждениями в качестве музейного памятника. 12 апреля 1931 года в Исаакиевском соборе был открыт один из первых в Советской России антирелигиозных музеев.

Во время Великой Отечественной войны Исаакиевский собор пострадал от бомбёжек и артобстрела, на стенах и колоннах местами сохранены следы от снарядов. В Исаакиевском соборе во время блокады хранились экспонаты музеев из пригородов Ленинграда, а также Музея истории города и Летнего дворца Петра Ⅰ.

С 1948 года Исаакиевский собор функционирует исключительно как музей. В пятидесятые - шестидесятые годы ⅩⅩ столетия в Исаакиевском соборе проведены реставрационные работы. На куполе устроена смотровая площадка, откуда открывается великолепная панорама центральной части Санкт-Петербурга. Маятник в Исаакиевском соборе, который благодаря огромной длине наглядно демонстрировал вращение Земли.

В ночь с 11 на 12 апреля 1931 года был запущен маятник Фуко в Исаакиевском соборе, который благодаря огромной длине наглядно демонстрировал вращение Земли. Маятник в Исаакиевском соборе был снят в 1986 году и сейчас хранится в подвалах собора.

В 1990 году проведена первая церковная служба, в настоящее время они проходят регулярно по праздникам и воскресным дням.

Современные иерархи Русской Православной Церкви не стали выделять крупнейшее храмовое сооружение в городе, как главное. В настоящее время Исаакиевский собор не является кафедральным собором Петербургской митрополии.

Колоннада Исаакиевского собора

В летний сезон музей предлагает посетить вечером и ночью колоннаду Исаакиевского собора, подняться на высоту 43 метров и полюбоваться панорамой Санкт-Петербурга, одного из красивейших городов мира. Особенно прекрасен он в короткую пору белых ночей. Неповторимое очарование придаёт белая ночь архитектурным ансамблям Санкт-Петербурга, его площадям и улицам. Поднявшись на колоннаду Исаакиевского собора, Вы сможете увидеть с высоты птичьего полёта панораму Невы и разводку мостов.

Когда заканчиваются белые ночи, с колоннады Исаакиевского собора вечером можно полюбоваться исключительной по красоте подсветкой набережных Невы, мостов и архитектурных ансамблей центра Санкт-Петербурга.

С 10:30 до 18:00 с 1 мая по 31 октября ежедневно
С 1 ноября по 30 апреля выходной день - первая и третья среда месяца

Вечерняя колоннада Исаакиевского собора
С 18:00 до 22:30
(с 1 мая по 31 октября)

Колоннада Исаакиевского собора в период «белых ночей»
С 18:00 до 04:30 (действует с 1 июня по 20 августа, по средам – с 10:30 до 22:30)
 
Работа касс и впуск посетителей прекращается за 30 минут до закрытия музейных объектов.

Исаакиевский собор адрес Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, 4
Исаакиевский собор как добраться «Адмиралтейская», далее пешком 550 метров по Малой Морской улице
работа Исаакиевского собора 10:30-18:00, выходной день - среда;
вечерние программы музея: 18:00-22:30 (с 1 мая по 30 сентября, выходной день - среда);
билеты в Исаакиевский собор прекращают продавать за 30 минут до закрытия музейных объектов.
Этот домен продается здесь: telderi.ru, и еще много других -->