Канал имени Москвы

Канал имени Москвы соединяет реку Москву с Волгой. Расположен в Московской и Тверской областях России, частично протекает по городу Москве. Глубина канала имени Москвы составляет 5,5 метра, длина 128 километров, ширина канала по поверхности - 85 метров, ширина канала по дну - 45 метров. Канал им Москвы продолжает выполнять свои основные задачи: служит прекрасным водным путём, соединяющим столицу со всеми морями европейской части России и поставляет чистую воду для Москвы - обеспечивая Москву примерно половиной всей потребляемой питьевой воды.

История канала имени Москвы

Заключенные на строительстве канала3 сентября 1932 года начальник Химкинского участка строительства Марченко вонзил лопату в землю и торжественно вынул первый грунт из русла будущего канала.

По новым шоссейным дорогам неслись тысячи грузовиков и мотовозов. Весь фронт работ опутала паутина телефонных и телеграфных проводов. По ночам над стройкой полыхало электрическое зарево. Появилась и новая техника. В том числе гидромониторы, впервые освоенные здесь же инженером Николаем Дмитриевичем Холиным. Насосные системы - детище молодых специалистов, создавались на московском заводе «Борец». На канал работали самые крупные заводы страны. Впервые на подобном строительстве использовалась исключительно советская техника, материалы и специалисты.

При строительстве канала использовался труд заключённых главного управления лагерей и мест заключения (ГУЛаг). 14 сентября 1932 года для строительства канала было создано крупнейшее лагерное объединение ОГПУ-НКВД - Дмитровский исправительно–трудовой лагерь. Дмитлаг, просуществовал более пяти лет.

О том, в каких условиях находились узники ДМИТЛАГа (как впрочем, и других лагерей), можно судить по воспоминаниям современников:

«Тысячи грязных измученных людей барахтались на дне котлована по пояс в грязи. А был уже октябрь, ноябрь, холода стояли страшные! И главное, что запомнилось: заключённые были истощены предельно и всегда голодны». «Смотрим: то один, то другой зэк в грязь падают. Это они умирали от слабости: предел сил наступал. Мёртвых складывали на тележки - "грабарки" и увозили…». «Ближе к ночи, чтоб не было случайных свидетелей, … тянулись с канала целые караваны "грабарок" с трупами, облачёнными в нижнее рваное бельё. Лошадей погоняла специальная похоронная команда. Ямы, длинные и глубокие, выкапывались в роще заранее днём. Людей сбрасывали в могильники как попало, один на другого, будто скот. Только уедет один караван - за ним приезжает другой. И снова сбрасывают людей в ямы»

Флотилия белоснежных теплоходовРанней весной 1937 года канал был почти готов. Позади осталась огромная работа, когда были прорезаны холмы, намыты высокие дамбы, воздвигнуты железобетонные коробки шлюзов. Но в самом канале было еще сухо, он все еще ждал воды.

23 марта 1937 года на самом высоком политическом уровне было принято решение остановить Волгу, то есть приступить к наполнению Московского моря и самого канала.

Река Волга обрушила невероятной мощности удар на плотину, но щиты выдержали. Течение реки было остановлено на три минуты. Механизмы и плотины работали безукоризненно.

Затем щиты были приподняты на 25 сантиметров, через узкие щели под ними вода прорывалась в нижний бьеф (участок) Волги, поддерживая нужный уровень в её нижнем течении. Одновременно с Волгой реки Икша, Уча и Клязьма заполнили своими водами громадные водоёмы - будущее ложе канала. Через 13 дней специалисты доложили: Московское море заполнено! Волга была покорена, её вода была взята на строгий учёт, а кран на бетонной плотине регулировал её дальнейший пропуск, то поднимая, то опуская металлические щиты.

К 17 апреля вода наполнила все 128 километров канала Москва-Волга им. Сталина. Строительство канала имени Москвы продолжалось 4 года и 8 месяцев.

2 мая 1937 года флотилия специально построенных для плавания по каналу белоснежных теплоходов впервые прошла по шлюзам с верхней Волги в Северный речной порт и остановилась у Химкинского речного вокзала.

15 июля 1937 года канал был торжественно открыт для движения пассажирских и грузовых судов.

В 1947 году канал переименовали и он стал называться - Канал имени Москвы.

Судоходная трасса канала имени Москвы

Общая длина канала составляет 128 километров. Начинается он от Иваньковского водохранилища (близ города Дубна), где находятся шлюз и Иваньковская ГЭС, в районе Тушино соединяется с рекой Москвой. Первые 74 километра канал имени Москвы поднимается по северному склону Клинско-Дмитровской гряды, подъём достигает 38 метров. В пределах этого участка - 5 шлюзов (№ 2−6). Далее канал пересекает волжско-окский водораздел; длина этого участка составляет 50 километров. Здесь трасса Канала им Москвы проходит через ряд водохранилищ (при следовании к Москве - Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и, наконец, Химкинское); 19,5 километров длины канала составляет путь по водохранилищам. Основная судоходная трасса канала заканчивается у Северного речного вокзала и Северного речного порта Москвы. На последнем участке (самом коротком, длиной 3 километра) канал спускается на 36 метров к руслу реки Москвы; здесь расположены два шлюза - № 7 и № 8, между которыми канал проходит по искусственной насыпи (в частности, над Волоколамским шоссе).

Канал им. Москвы в зоне водохранилищКанал имени Москвы снабжает Москву водой, служит для обводнения реки Москвы (ежегодно в реку из Волги поступает 1,8 км³ воды), обеспечивает подачу электроэнергии на многие предприятия Московской области (всего на канале 8 ГЭС), создаёт кратчайшую транспортную связь Москвы с Верхней Волгой; благодаря системе каналов (Беломорканал, Волго-Дон) за Москвой закрепилось название «порта пяти морей» - Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Чёрного. Крупнейшие грузовые пристани - Северный речной порт столицы, Яхрома, Дмитров, Большая Волга. По каналу транспортируются строительные материалы, лес, зерно, нефть, уголь и другое. Перевозки осуществляются судами грузоподъёмностью до 5 тысяч тонн. Пристани местного пассажирского сообщения (в зоне водохранилищ) - Водники (осуществляется ремонт судов), Хлебниково, Тишково, Пирогово, Солнечная Поляна и другие.

Канал имени Москвы несёт и рекреационную функцию - на его берегах находятся многочисленные дома и базы отдыха, санатории и рыболовецкие базы.

Рыбалка на канале имени Москвы

Рыбалка на канале имени Москвы осложнена постоянным судоходством, следствием чего является переменное течение. Кроме того, большинство хищников, судак в первую очередь, не живут в канале постоянно, они заходят в него ранней весной и уходят поздней осенью, зимуют, как правило, в прилегающих к каналу водохранилищах.

Район около железнодорожной станции «Трудовая», самое известное место на канале имени Москвы, от которой Дмитровское шоссе проходит практически вдоль берега канала. Весной сюда заходит большое количество плотвы, крупного леща. Но основная рыба - это подлещик весом примерно 500-700 грамм. Для ловли плотвы достаточно семиметровой маховой удочки, а вот для лещей и подлещиков самой подходящей снастью на канале является штекер длина которого около 11-13 метров, для того чтобы достать дальнюю бровку.

Рыбалка на канале имени Москвы доставляет удовольствие для рыбаков. Канал имени Москвы - это одно из немногих мест в Московской области, где гарантированно можно половить крупного подлещика.

Судоходство на канале имени Москвы

Для работы на канале на заводе «Красное Сормово» была построена флотилия пассажирских судов дальнего и местного плавания: пять судов дальнего плавания типа «Иосиф Сталин», шесть трёхсотместных теплоходов типа «Леваневский» и шесть небольших теплоходов типа «Громов». В 2013 году продолжает работу теплоход «Максим Горький». В 2011 году по каналу проходят грузовые суда только с навалочными грузами (гипс, песок).

Паромная переправа № 3 зимойВ советское время по каналу имени Москвы проходили пассажирские линии дальнего плавания Москва - Горький, Москва - Астрахань, Москва - Ростов-на-Дону. Они были закрыты в 2005 году. Сейчас проходят популярные как у россиян, так и у иностранных туристов круизные прогулки по каналу имени Москвы на трёх- и четырёхпалубных теплоходах почти всех типов, эксплуатируемых в России. Основные маршруты - трёхдневные круизы выходного дня: Москва - Углич - Москва, Москва - Тверь - Москва и дальние рейсы до Санкт-Петербурга, Соловецких островов, Перми, Уфы, Астрахани, Ростова-на-Дону и других городов.

До 2006 года действовала скоростная пригородная линия, обслуживаемая судами на подводных крыльях «Ракета». После прекращения дотаций СПК «Ракеты» стали работать как прогулочные, без промежуточных остановок.

На участке Москва - шлюз № 6 осуществляется активное движение прогулочных судов. На канале имени Москвы функционируют две тросовые паромные переправы для автотранспорта: в Дубне и Мельдино.

В составе канала имени Москвы - более 240 различных гидротехнических сооружений.

Сооружения канала создают замечательный архитектурный ансамбль; каждый шлюз имеет особый облик. Башни шлюзов имеют завершения в виде декоративных надстроек или скульптур. Крупнейшим сооружением канала имени Москвы является Северный (Химкинский) речной вокзал, построенный по проекту Алексея Михайловича Рухлядева, Владимира Фёдоровича Кринского и других. Другие работы указанных архитекторов, сделанные для канала, также заслуживают внимания - это шлюзы № 7 и № 8 (архитектор Владимир Фёдорович Кринский), шлюз № 9 и Карамышевская плотина (архитектор Алексей Михайлович Рухлядев).

Вид из камеры шлюза № 3Основными сооружениями канала имени Москвы, как и всякого крупного гидротехнического комплекса, являются плотины. Всего на канале построено 10 плотин, из них семь земляных и три бетонных.

На канале построено 11 шлюзов: один на реке Волга, пять - на северном склоне канала, два - на южном склоне и три на реке Москва. Все шлюзы канала автоматизированы. Габаритные рабочие размеры камеры - 290×29 метров.

При строительстве канала было возведено семь гидроэлектростанций. Две ГЭС (Ново-Тверецкая и Ново-Цнинская) были добавлены в ведение канала позднее.

Наиболее крупные реки впадающие в канал: верхняя Яхрома впадающая на отметке 138 метров, а также впадающие на отметке 162 метра Вязь и верховья Учи с Клязьмой.

Сооружения канала имени Москвы были использованы в ходе московской оборонительной операции 1941-1942 годов. По плану Вермахта планировалось окружить Москву с севера и юга («взять в клещи»). Во избежание этого была спущена вода из канала и водохранилищ на пути наступающих с севера немецких войск, что остановило их продвижение на этом направлении.

Канал имени Москвы существенно украсил Подмосковье, наполнил русло Москва-реки и её притоков чистой водой, сделав тем самым Москва-реку красивейшей градообразующей осью города, а самой Москве дал возможность перспективного развития, обеспечив её население и многочисленные зелёные насаждения водой на сотни лет вперёд.

Схема канала имени Москвы

Схема канала имени Москвы

Этот домен продается здесь: telderi.ru, и еще много других -->