Существование поселений на территории Египта засвидетельствовано уже в эпоху неолита. Первые протогосударства Египта возникли в виде объединений вокруг храмов. Позже эти сообщества стали именовать греческим термином “ном”. Территориально древнеегипетский ном тянулся вдоль берега на многие десятки километров, а к номовому храму тяготело несколько десятков поселений. Во главе номовых сообществ стояли жрецы, с течением времени приобретавшие функции правителей нома. По мере укрепления их власти жрецы-правители вступали в соперничество друг с другом, результатом которого была постепенная концентрация власти в руках наиболее удачливых из них.

Согласно Манефону (египетскому жрецу, написавшему в Ⅳ-Ⅲ веках до нашей эры историю Египта, впоследствии утраченную), на рубеже Ⅳ-Ⅲ тысяч до нашей эры около двух десятков номов Верхнего Египта и примерно такое же количество номов Нижнего Египта были объединены в руках двух правителей, борьба между которыми привела к победе правителя Верхнего Египта, короновавшего себя обеими коронами. Этим правителем был Менес (Мина) - легендарный основатель Ⅰ династии.

Древнее царство (ⅩⅩⅧ-ⅩⅩⅢ века до нашей эры)

Пирамида Хеопса и Сфинкс. ГизаПервый длительный период стабильной и эффективной централизованной власти в Египте приходится на годы правления Ⅲ-Ⅵ династий. В это время окончательно сложилось и упрочилось древнеегипетское государство как единый хозяйственный организм, в рамках которого скотоводческий и садоводческий север удачно сочетался с земледельческим югом; была создана и повсеместно поддерживалась ирригационная система. Столицей страны был Мемфис, основанный еще Менесом на стыке Верхнего и Нижнего Египта.

Начиная с правителей Ⅲ династии, фараоны были уже не просто обожествленными царями — они считались равными богам. Существовал строгий ритуал поклонения им, была выработана практика их захоронений, так как, будучи “сыном Солнца”, фараон не мог уходить на тот свет незамеченным, его похороны должны были быть великим событием и для людей, и для богов. Именно эти соображения стали причиной строительства тех гигантских пирамид, которые вплоть до нашего времени являются символом Египта. В течение 150 лет при Ⅲ и Ⅳ династиях было сооружено около 16 пирамид, самыми известными из которых являются пирамиды Джосера, Хеопса, Хефрена и Микерина.

Пирамида Джосера в СаккареСтроительство пирамид и гробниц отнимало много сил и требовало немалых средств, но оно одновременно содействовало усилению темпов экономического развития, накоплению опыта и умения работников. На постройке пирамид наряду с квалифицированными мастерами использовались рабочие отряды из числа отбывающих трудовую повинность египтян. Вопреки сложившемуся мнению, рабы в этой сфере практически не использовались. Рабов-иноплеменников в период Древнего царства вообще было немного (уровень развития армии в то время не позволял охранять большое количество потенциально опасных людей), несмотря на то что фараоны вели активную внешнюю политику, совершая походы на Синай, в Ливию и Нубию. Военная добыча и торговые экспедиции в основном обеспечивали Египет золотом, серебром, благовонными смолами, слоновой костью, полудрагоценными камнями, строительным лесом и т.п. Начиная с Ⅴ династии строительство крупных пирамид резко пошло на убыль — централизованная администрация стала ослабевать, а позиции местной власти (номархов), наоборот, укрепляться, о чем свидетельствует богатство гробниц вельмож.

После правления Ⅵ династии наступило время политической раздробленности, именуемое иногда Ⅰ Переходным периодом. Это время (около двух веков) правления Ⅶ и Ⅷ династий, о которых практически ничего не известно.

Среднее царство (ⅩⅪ-ⅩⅧ века до нашей эры)

К ⅩⅪ веку до нашей эры вновь наметились два центра притяжения: Фивы для номов Верхнего Египта и Гераклеополь для номов Нижнего Египта. Борьба между правителями этих городов привела к новым попыткам объединения Египта, сначала под главенством Ⅸ, а затем Ⅹ династии. Впрочем, эти гераклеопольские династии были слабыми и недолговечными. А усиление Фив привело к выходу на первый план Ⅺ, фиванской династии, на сей раз крепко взявшей власть в стране. Большинство фараонов этой династии носили имя Ментухотеп. Но ещё больше власть центра усилилась при фараонах Ⅻ династии.

В течение всего времени правления этой династии (около двух столетий) фараоны успешно подчиняли себе полунезависимых номархов, одновременно ведя войны вне Египта и продолжая работы по обустройству, начатые предшественниками (например, усовершенствование ирригационной системы Файюмского оазиса). Но постепенно Ⅻ династия ослабела. С её закатом наступил Ⅱ Переходный период.

Незначительные ⅩⅢ и ⅩⅣ династии на рубеже ⅩⅧ-ⅩⅦ веков до нашей эры были сменены вторгшимися в Египет азиатскими племенами гиксосов, которые познакомили египтян с боевыми колесницами, запряжёнными до того вовсе неизвестными в Египте лошадьми. Это, пожалуй, единственная услуга Египту со стороны гиксосов — полуторавековой период их правления (ⅩⅤ и ⅩⅥ династии) не был отмечен ни политическими, ни экономическими успехами, скорее напротив.

Владычество гиксосов было непрочным. В Фивах практически параллельно с гиксосами существовала ⅩⅦ, египетская династия, контролировавшая почти весь Верхний Египет и ведшая успешные войны с гиксосами. Эти войны продолжались ряд десятилетий, пока Яхмос Ⅰ не изгнал захватчиков и не стал основателем новой, ⅩⅧ династии.

Новое царство (ⅩⅧ-Ⅺ века до нашей эры)

С воцарением Яхмоса Ⅰ начался блестящий период египетской истории, считающийся её апогеем. Его преемники, особенно Тутмос Ⅰ и Тутмос Ⅱ, а затем вдова последнего, царица Хатшепсут, были сильными и властными правителями, при которых был дан старт активной внешней политике. При Тутмосе Ⅲ, сменившем Хатшепсут, территория Египта на севере доходила до Северной Сирии, на юге и востоке — переходила за современные границы с Суданом (египетские войска продвинулись вплоть до четвертого нильского порога) и Ливией. Население покорённых территорий было обязано выплачивать тяжёлые подати. Приток богатств способствовал строительству большого количества сооружений: каждый фараон считал своим долгом принять участие в расширении Карнакского храма, внеся свою лепту в возвеличение бога Амона в благодарность за победы на поле боя. На левом берегу Нила царица Хатшепсут построила себе поминальный храм. Его великолепные рельефы изображают экспедицию, организованную Хатшепсут в страну Пунт (Эфиопия). В храмовом некрополе стоят величественные царские усыпальницы, а также более скромные гробницы вельмож — все они выполнены в изящной манере и покрыты прекрасными росписями.

В это время установились дипломатические связи с различными державами Передней Азии: Ассирией, Митанни, Хатти. Контакты между разными странами подкреплялись обменом подарками и браками между представителями правящих династий. Благодаря товарам, ввозившимся в Египет на верблюдах, рабам, доставлявшимся из-за рубежа, купцам и солдатам и, наконец, благодаря сыновьям иностранных царей и правителей, приезжавшим учиться ко двору фараона, столица Египта Фивы становилась космополитическим городом.

Блестящий период политического могущества имперского Египта вызвал определённые сдвиги в соотношении социально-политических сил.

Центр тяжести стал смещаться на выходцев из чиновников, воинов и земледельцев. Результатом этого процесса было заметное ослабление позиций жреческой знати. Назревал конфликт.

Его апогеем стал отказ фараона Аменхотепа Ⅳ, вступившего на трон в 1372 году до нашей эры, от старой веры в пользу культа прежде малоизвестного бога солнечного диска Атона. Объявив себя верховным жрецом Атона, изменив имя на Эхнатон (“приятный Атону”), он покинул Фивы и в 300 километрах к северу от них основал новую столицу Ахетатон (современная Телль-эль-Амарна). Монотеистические тенденции реформы отнюдь не были главными; основная цель сводилась к тому, чтобы укрепить централизованную администрацию за счёт ликвидации сепаратистских тенденций храмовой знати.

Неизвестно, к чему бы привели все эти мероприятия, если бы не преждевременная смерть Эхнатона, процарствовавшего всего семнадцать лет. Сменивший его Тутанхатон попал в зависимость от жрецов, сменил имя на Тутанхамон, и всё вернулось на круги своя. Ахетатон был предан проклятию и заброшен, чему, кстати, до сих пор не нарадуются египтологи - в их руки попал практически неразрушенный город, архивы которого содержали огромное количество письменных документов, позволивших детально восстановить историю этого периода.

После смерти жреца Хоремхеба, сменившего на троне Тутанхамона, к власти пришла ⅩⅨ династия, среди представителей которой резко выделялся Рамсес Ⅱ, процарствовавший в ⅩⅢ веке до нашей эры 67 лет. Это было время наивысшего взлёта внешнеполитического могущества империи. Укрепив границы, Рамсес Ⅱ стал проводить столь же энергичную внутреннюю политику. Его усилиями была отстроена и в значительной части заново освоена западная часть Дельты. Именно здесь он соорудил новый город — Пер-Рамсес, на некоторое время ставший столицей Египта. Не забывал фараон и об остальной стране: во многих городах и храмовых комплексах велось большое строительство, в том числе и ирригационное. Среди вновь построенных храмов выделялся комплекс Абу-Симбел на юге страны.

При преемниках Рамсеса Ⅱ (ⅩⅨ и ⅩⅩ династии) могущество Египта стало заметно ослабевать. Воинственные племена ливийцев и “народов моря" постепенно вытесняли египтян из их внешних владений и даже начали селиться на египетских землях близ Дельты. Так начался Ⅲ Переходный период, ознаменовавший не только конец Нового царства, но и конец независимого Египта фараонов.

Позднее царство (Ⅺ-Ⅳ века до нашей эры)

Титул царя Верхнего и Нижнего Египта узурпировал наследный правитель Таниса по имени Смендес. Однако на практике он вынужден был разделить власть с “великим жрецом” храма Амона в Карнаке Херихором. Ещё через столетие троном завладел ливийский вождь Шешонк Ⅰ (950 год до нашей эры, ⅩⅫ династия). Он перенёс столицу из Таниса в Бубастис. Итогом этой непрерывной борьбы за власть стал распад государства на полунезависимые провинции.

Отсутствие сильной центральной власти позволило кушитам, народу, обитавшему в Нубии, проникнуть в Верхний Египет, захватить Фивы и в конце концов объединить страну под властью своего царя Шабаки (713 год до нашей эры, ⅩⅩⅤ династия). Считавшим себя в большей степени сторонниками древнеегипетской традиции, нежели захватчиками, кушитам на короткое время удалось вернуть царству некоторый блеск. Об этом, например, свидетельствуют странные пирамиды в Судане (некрополь Мероэ), напоминающие пирамиды Древнего Египта, но по сравнению с ними более остроконечные и менее пропорциональные. В 671 году до нашей эры кушитов из Египта выбил ассирийский царь Асархаддон. Ассирия, однако, не закрепила свою победу из-за внутренних распрей, что позволило правителю Саиса (Нижний Египет) Псамметиху Ⅰ (663-610 годы до нашей эры, ⅩⅩⅥ династия) избавиться от ассирийского владычества. Его сын Нехо Ⅱ (610-594 годы до нашей эры) отправил военную экспедицию на берега Евфрата, где египетские войска были наголову разгромлены вавилонским царём Навуходоносором. Нехо Ⅱ также разработал честолюбивый проект соединения Средиземного моря с Красным: он стоил жизни 120000 рабам и был осуществлён лишь спустя 150 лет при персидском царе Дарии.

Около 550 года до нашей эры в Навкратисе была основана греческая колония — первый греческий полис на египетской территории. Она должна была способствовать торговле между двумя странами, а также созданию нового союза против растущей угрозы со стороны персов. Но уже в 525 году до нашей эры персы захватили Египет и сделали его шестой сатрапией своей огромной империи. Освобождение от власти персов (404 год до нашей эры) привело к появлению кратковременных ⅩⅩⅧ-ⅩⅩⅩ династий, пока завоевание Александра Македонского в 332 году до нашей эры вновь не привело к падению независимого Египта.

Македонское и римское владычество

Бюст Александра МакедонскогоПоявление Александра Македонского египтяне, утомлённые властью персов и слабостью последующих династий, восприняли с радостью. Окружённый ореолом правителя божественного происхождения македонец провозгласил себя египетским фараоном в древней столице Мемфисе, основал город Александрию, названный в его честь, и даже отправился в оазис Сива, где “великие жрецы” Амона признали его “сыном бога”. После смерти Александра в Вавилоне (323 год до нашей эры) его империя распалась. В Египте власть захватил один из его полководцев (диадохов) Птолемей Ⅰ Лаг (Сотер) и стал основателем новой династии (305 год до нашей эры). Преемники Птолемея поначалу проводили гибкую и мудрую политику.

Они восстанавливали осквернённые храмы, строили новые. Уважение к религии египтян и благожелательное отношение к еврейским, сирийским и ливийским общинам положительно влияли на общественный климат. Александрия стала транзитным центром и единственным в своём роде оазисом культуры всего Средиземноморья. Здесь жили многие знаменитые философы, писатели и художники. Процветали торговля и искусства.

Но с другой стороны, новые египетские правители, нося титул фараонов, возводя храмы в честь египетских божеств и проявляя уважение к традиционным обычаям, продолжали жить, как их греческие предки. Это привело к глубоким противоречиям между Александрией — центром греческой культуры и философии — и остальной страной, жившей ещё по заповедям времён древних фараонов и подчинявшейся календарю разливов Нила.

Уже через столетие после смерти Александра Македонского, с восшествием на престол Птолемея Ⅳ Филопатора (221-204 годы до нашей эры), не постеснявшегося для прихода к власти убить мать, сестру и брата, начинается медленная агония династии Птолемеев. Проявлениями упадка стали беспрерывные дворцовые интриги, убийства, конфликты с государством Селевкидов.

В 51 году до нашей эры на политической арене появилась Клеопатра Ⅶ. Первым соправителем Клеопатры был Птолемей ⅩⅢ, её брат и супруг, после его смерти - Птолемей ⅩⅣ, как ни странно, но тоже брат и супруг, лишивший её трона. В борьбе, направленной на возвращение трона, Клеопатра использовала в том числе своё женское обаяние, прибегнув к помощи Цезаря, чьей любовницей она стала. После убийства Цезаря и смерти Птолемея ⅩⅣ Клеопатра Ⅶ вернулась в Египет и стала править самовластно. С 41 года до нашей эры была союзницей и любовницей Антония, поддерживая его в борьбе с Октавианом Августом. В 31 году до нашей эры флот Антония был разгромлен Октавианом у мыса Акций. Антоний покончил с собой, а несколькими неделями позже примеру Антония последовала его возлюбленная, Клеопатра. Гай Юлий Цезарь Октавиан приказал умертвить Цезариона — сына Клеопатры и Цезаря, — последнего из Птолемеев, и таким образом положил конец ⅩⅩⅩ династии. С тех пор на протяжении четырёх столетий Египет находился под властью римлян и был вместе с Римской империей и во времена её расцвета, и во времена упадка. Александрия, ставшая одним из центров еврейской диаспоры, пережила из-за этого множество потрясений и жестоко подавлявшихся восстаний.

В соответствии с традицией в 40 году в Александрии впервые проповедовал христианство апостол Марк, и, несмотря на упорное сопротивление древних языческих культов, новая религия постепенно завоёвывала признание. Во Ⅱ веке в Александрии была основана Дидаскале — христианская богословская школа, которая помогала талантливым и ревностным проповедникам, таким, как Климент Александрийский и Ориген, распространять христианскую веру в образованных кругах того времени. При римском императоре Деции, яром преследователе христианства, начали развиваться монашество и монастырская жизнь. Спасаясь от преследований, отшельники селились в глухих местах Синайского полуострова. Впоследствии они перешли к монастырской совместной жизни под влиянием примера святого Антония и его ученика Пахомия. По мере усиления преследований внутри христианской общины возникли религиозные разногласия. Инициатором одного из самых знаменитых споров был Арий Александрийский, основатель арианского учения, объявленного ересью Никейским вселенским собором.

Византийский Египет

Правление императора Константина явилось переломным моментом в истории христианства - тогда Миланским эдиктом императора была провозглашена свобода вероисповедания. Флавий Валерий Аврелий Константин основал в 330 году Константинополь для того, чтобы лучше защищать дунайскую границу Римской империи и отражать набеги персов. При Феодосии Ⅱ христианство стало государственной религией. Он приказал закрыть языческие храмы. Большая их часть была уничтожена, оставшиеся переделаны в христианские церкви. После смерти Феодосия Римская империя была разделена между двумя его сыновьями — Египет стал составной частью владений первого императора восточной половины (Византии) Аркадия.

С самого начала Византийскую империю раздирали непрерывные богословские дискуссии о природе Иисуса Христа. Богословские расхождения часто служили поводом для политической борьбы. Так, воспользовавшись отлучением одного из константинопольских церковных деятелей Евтихия, александрийский патриарх Диоскор, сам отлучённый вместе с Евтихием от церкви, при поддержке своей паствы образовал новое ответвление христианской церкви — позже оно стало называться коптской церковью. Когда византийским императором в 610 году стал Ираклий, Египет уже так ненавидел византийцев, что его жители не желали больше оказывать серьёзное сопротивление усилившемуся натиску сасанидских персов. Как только персы вторглись в Египет, они получили горячую поддержку со стороны евреев и христиан-монофизитов (сторонников популярного в Египте учения о единой божественной сущности Иисуса Христа). Через десять лет удача изменила персам, и императору Ираклию удалось изгнать их из Египта, а потом даже занять Месопотамию. Но тут Ираклий уже не смог отразить войска арабского халифа Омара, которые, легко овладев крепостью Вавилона, затем захватили и Египет. Лишь Александрия оказала настоящее сопротивление и пала только после четырнадцати месяцев осады.

Исламский Египет

Древняя АлександрияВ 641 году, после падения Александрии и всего лишь через девять лет после смерти в Медине пророка Мухаммеда, мусульмане под руководством второго арабского халифа Омара ибн аль-Хаттаба отторгли от Византии Египет, захватили Ирак и Иран. Арабы не очень-то стремились обживать захваченные земли и обычно довольствовались взиманием дани. Поэтому местное население часто рассматривало их как временных оккупантов или даже как освободителей от византийского владычества. Более того, мусульмане демонстрировали уважение к храмам и обрядам евреев и христиан.

Около двухсот лет Египет относительно спокойно жил сначала под Омейядами, позже под Аббасидами. Но с середины Ⅸ века пёстрая в этническом и религиозном отношении империя Аббасидов начала рассыпаться. Это было вызвано в том числе привлечением в армию огромного числа воинов-рабов (гулямов), которые со временем начали по своему произволу сменять халифов и возводить на престол угодных им претендентов. Иранскую знать на высших государственных постах постепенно сменяют выходцы из гулямов. Один из них, Ахмад ибн Тулун, назначенный в 868 году наместником Египта, добился присоединения к своему наместничеству Сирии и стал основателем династии Тулунидов. Свою столицу Аль-Катайя ибн Тулун украсил монументами, дворцами и садами; построил там величественную мечеть, получившую его имя. Вскоре после смерти Ахмада ибн Тулуна Египет утратил независимость, и в 905 году Аббасиды на короткое время вернули себе господство над страной, но уже в 935 году новые правители Египта опять прекратили подчиняться Багдаду.

Эль-Кахира (современный Каир)После кратковременного правления в стране мусульманской династии Ихшидидов, основанной Мухаммедом ибн Тугджем, тюрком по происхождению, получившим от Аббасидов титул "ихшидид" (древний титул иранских правителей Согдианы и Ферганы), в Египте удалось укрепиться выходцам из Северной Африки Фатимидам (они считали себя потомками Фатимы, дочери пророка Мухаммеда). Новая столица, основанная в 969 году к северу от прежней, получила название Эль-Кахира ("Победительница" — современный Каир). Правление Фатимидов было отмечено определенным экономическим подъёмом, причиной которого было выгодное расположение Египта на пересечении важных торговых путей между Африкой, Азией и Европой. Отстраивался и расширялся Каир, в 988 году был создан мусульманский университет Аль-Азхар. В то же время непрерывные конфликты с сирийцами ослабляли Египет. Такие неудачи Фатимидов, как захват крестоносцами Иерусалима в 1099 году и разграбление Каира турками-сельджуками, которые к этому времени уже утвердились в Багдаде и стали "защитниками" аббасидского халифа, позволили сирийцам всё более уверенно вмешиваться во внутренние дела Египта.

Наконец, в 1171 году знаменитый полководец Салах ад-Дин Юсуф ибн Айюб, по происхождению курд (на Западе его называли Саладином, в отечественной историографии он фигурирует как Салахаддин), уничтожил фатимидский халифат и, объединив Египет и Сирию, положил начало новой династии - Айюбидов. Он отобрал у крестоносцев Палестину, Иерусалим и Антиохию, что привело к Третьему Крестовому походу во главе с королём Англии Ричардом Львиное Сердце, королём Франции Филиппом Ⅱ Августом и Фридрихом Барбароссой. После смерти Салахаддина его империя была разделена между двумя его сыновьями. Египет достался Азизу Имад ад-дину.

С целью обезопасить себя самого и для успешной борьбы с крестоносцами египетский халиф ас-Салих Айюб, отстранивший от власти своего родного брата, создал себе из мамлюков (воинов-рабов) личную гвардию. Расквартированные на острове Рода близ Каира, воины этой личной гвардии стали называться бахаритами (солдатами реки; от арабского бахр — река). Именно благодаря им поражением завершился Седьмой Крестовый поход, руководимый французским королём Людовиком Святым. Сам король попал в плен вместе со своей армией и был освобождён лишь за огромный выкуп.

Воспользовавшись победой, мамлюки в 1250 году стали править сами (династия Бахаритов — тюркских мамлюков). Это было начало эпохи процветания. Каир стал прекрасной столицей огромной империи, включавшей Сирию и Палестину. Цезарея и Антиохия были отобраны у крестоносцев. Последний Крестовый поход закончился бесславно. Его руководитель, всё тот же Людовик Ⅸ Святой, умер в 1270 году от чумы. Мамлюкский султан Бейбарс Ⅰ захватил последние крепости на Святой земле (Тир, Сидон, Триполи и др.). В 1291 году пал последний оплот крестоносцев — крепость Сен-Жан-д'Акр в Ливане. Стремясь отвлечь население от недовольства постоянными поборами и жестокостью в управлении и продемонстрировать со всем возможным размахом свою власть и глубину своего благочестия, мамлюкские султаны Египта возводили в Каире великолепные здания (мечети, медресе, мавзолеи), считающиеся лучшими памятниками архитектуры всего мусульманского мира.

По всему городу строились десятки общественных фонтанов, соседствовавших обычно с начальными школами (куттаб). Арабский мыслитель Абдуррахман ибн Мухаммад ибн Хальдун аль-Хадрами, умерший в Каире в 1406 году, так писал об этом городе: “Тот, кто не видел Каира, не знает величия ислама. Это столица вселенной, сад мира, человеческий муравейник, царский трон; это город, украшенный замками и дворцами, полный обителей, дервишей и училищ, освещённый светочами науки”.

В 1382 году бывший раб-черкес Захир Сайф ад-дин Баркук, вожак одного из мамлюкских отрядов, захватил власть и основал новую династию Бурджитов (или, по-другому, черкесских мамлюков). Начавшиеся в это время военные неудачи, а также преследования коптов и постоянная борьба за власть привели к постепенному ухудшению ситуации. Неудержимое наступление турецкого Османского султаната уничтожило последние остатки Византийской империи. В 1453 году турки заняли Константинополь. Открытие португальцами морского пути в Индию лишило Египет важного источника доходов и существенно ослабило могущество мамлюков.

После двух побед, одержанных армиями османского султана Селима Ⅰ, турки захватили Египет. В 1517 году был казнён последний правитель из династии Бурджитов Ашраф Туманбей.

Отныне Египет становился провинцией Османской империи, управлявшейся из Стамбула, представителем которого на месте был паша (губернатор). Задача паши состояла в выколачивании налогов, поступавших в Турцию, и в назначении беев (высших чиновников), ответственных за поддержание порядка в стране. Османская империя, несмотря на свой пышный фасад, была слишком большой для того, чтобы ею могли эффективно управлять из Стамбула. Это позволяло наместникам — пашам и беям — несколько обособляться от центральной власти. Поражения, которые терпели турки от европейских армий, вынуждали султанов для покрытия издержек и расходов драть три шкуры с населения завоёванных стран. Понятно, что это приводило к усилению лихоимства чиновников и росту народного недовольства.

Весь ⅩⅧ век в Египте правили паши, назначавшиеся из Стамбула. Этот период египетской истории получил название “бейликат”. В это время мамлюкам удалось вернуть своё былое влияние в войсках и вновь стать подлинными хозяевами Египта. Однако постоянная борьба разных группировок за власть привела страну в состояние полной анархии. В 1786 году из Стамбула в Египет отправилась специальная эскадра: турки хотели навести мало-мальский порядок в стране, но попытка закончилась неудачей.

Экспедиция Наполеона

Наполеон БонапартКо всеобщему удивлению, план оставался секретным вплоть до самого последнего момента, 1 июля 1798 года во главе 35-тысячной армии в Александрии высадился Наполеон Бонапарт. Целей у этого амбициозного предприятия было несколько. Французы стремились захватить в свои руки морской путь в Индию и противопоставить что-то влиянию Англии в этом регионе, превратить Египет в "цивилизованную" колонию, создав здесь эффективную систему управления, изучить и получше узнать египетскую историю. На кораблях в Египет прибыли не только солдаты, но также и учёные, инженеры, архитекторы, естествоиспытатели, художники и гравёры. Результатами их деятельности стало открытие восхищёнными европейцами того, что сохранилось от Древнего Египта, и последующее рождение новой науки - египтологии. Через месяц после высадки Наполеона мамлюкский Египет был завоёван, но французский флот, неожиданно атакованный англичанами на Абукирском рейде, почти полностью погиб.

Таким образом, Бонапарт со своей армией был отрезан в Египте от остального мира. Он попытался провести в захваченной стране некоторые реформы, но население их не поняло и не приняло. 21 октября 1798 года в Каире начался бунт, правда, он был быстро подавлен.

Стремясь отразить наступление турок, которое они готовили в Сирии, французы выступили им навстречу. В апреле 1799 года французы заняли Газу и Яффу и нанесли поражение османской армии при Монт-Таборе, не сумев, однако, овладеть крепостью Сен-Жан-д’Акр. Наконец, предотвратив попытку турок высадиться в Египте, Бонапарт передал командование войсками генералу Клеберу и возвратился во Францию.

Тем временем Клебер разгромил турок под Гелиополем и вернул французам полный контроль над страной. Через три месяца Клебер был убит, и его заменил генерал Мену. В сентябре 1801 года англо-турецкие войска вынудили французов капитулировать.

Египет нового времени

Англичане, вынужденные, в свою очередь, удалиться, оставили Египет в состоянии анархии и беспорядка. В стране разворачивалась ожесточенная борьба за власть между мамлюками и сторонниками Османской империи. Мамлюки при поддержке албанского отряда, находившегося прежде на службе у турок, в 1803 году изгнали турецкого пашу из Каира. Молодой офицер этого отряда Мухаммед Али, следуя воле авторитетных толкователей ислама и всего населения, недовольного разнузданным поведением мамлюков, провозгласил себя с согласия Стамбула правителем Египта и начал борьбу с засильем мамлюков, стремясь ликвидировать ту опасность, которую они несли для стабильности страны. Первым делом Мухаммед Али в марте 1811 года пригласил около 470 видных руководителей мамлюков на торжественный пир в Каирской цитадели в честь всеобщего примирения и приказал всех их убить. Тем не менее авторитет его рос, и он начал проводить активную экспансионистскую политику. Раз за разом войска Мухаммеда Али вторгались в Саудовскую Аравию, Грецию, в 1831 году был захвачен Судан, а вслед за этим османские провинции Сирия и Ливан. Эти успехи начали беспокоить западные державы и Россию, которые заставили Мухаммеда Али оставить завоёванные территории (за исключением Судана). Взамен в 1840 году Мухаммед Али признавался наследным правителем Египта, формально остававшегося провинцией разлагавшейся Османской империи.

К моменту смерти Мухаммеда Али Египет уже был государством в полном смысле этого слова, с довольно эффективной системой управления, с зарождавшейся промышленностью, с модернизированной армией, с развивавшимся сельским хозяйством. Так как Мухаммед Али мало интересовался национальным культурным достоянием, его правление стало временем беспримерного расхищения шедевров древнеегипетского искусства. Многочисленные авантюристы продавали их иностранным музеям и частным коллекционерам. С этим бедствием, лишавшим Египет его сокровищ, начал бороться Саид-паша, младший сын Мухаммеда Али, который поручил охрану египетских древностей французскому учёному Огюсту Мариету. При нём также начались переговоры с французским предпринимателем Фердинандом Лессепсом о прорытии Суэцкого канала. Строительство канала началось в 1859 году, а закончилось через 10 лет. Неслыханная по своей помпезности церемония открытия состоялась 17 ноября 1869 года.

Исмаил-паша - 6-й Хедив ЕгиптаХедив Исмаил (хедив - наследственный почётный титул, присваемый турецким султаном) наследовал своему дяде Саид-паше в 1863 году. Новый правитель начал перестраивать Каир. Посетив Париж во время Всемирной выставки, Исмаил был очарован творениями барона Османа; и вскоре по его приказу в Каире начали прокладывать проспекты, разбивать парки, строить здание оперы и возводить над Нилом металлический мост. Но проекты хедива оказались слишком дорогостоящими. Через некоторое время Исмаил вынужден был отдать акции Суэцкого канала англичанам, а управление египетскими финансами - совместной англо-французской комиссии. В 1879 году он отрёкся от престола в пользу своего сына Тауфика, тот, в свою очередь, столкнулся с сильнейшим национально-освободительным движением под руководством военного министра Ораби-паши, стремившегося уничтожить засилье англичан и французов.

Используя различные предлоги, англичане в 1882 году вторглись в Египет, разгромили войска Ораби-паши, положив конец участию французов в контроле над египетскими финансами. С этого времени британцы безраздельно господствовали в Египте, даже когда эта страна формально стала независимой. Засилье иностранцев в правительственных учреждениях вызывало бурный протест у населения. Вождь национально-освободительного движения Саад Заглул несколько раз приговаривался к изгнанию, однако в 1924 году при султане Фуаде был избран премьер-министром.

В 1936 году султана Фуада сменил его сын Фарук. Монархия становилась всё менее популярной. Султан смотрел сквозь пальцы из своего роскошного дворца на коррупцию чиновничества и на притеснения, которые представители высших классов чинили беднякам. Промышленность со времени Мухаммеда Али не развивалась, и экономическое положение страны было далеко не блестящим. Такая ситуация благоприятствовала распространению коммунистических идей и росту влияния происламской партии "братьев-мусульман", которые получали у возмущённого социальной несправедливостью населения горячую поддержку.

1 2

Этот домен продается здесь: telderi.ru, и еще много других -->